За рекой. Как живет городок, разделенный между Беларусью и Латвией '>
EN BY
За рекой
Как живет городок, разделенный между Беларусью и Латвией
Беларусь
Латвия
Вид на Друю (слева) и Пиедрую (справа) с башни костела в Пиедруе

От городка Друи до деревни Пиедруи — 200 метров. Они разделены Западной Двиной. Когда-то это было одно поселение. Люди каждый день плавали через реку без ограничений. Сейчас на левом берегу белорусская Друя, на правом – латвийскя Пиедруя. Сейчас они в разных странах. Попасть из белорусской Друи в латышскую Пиедрую можно только через автомобильный переход — это 90-километровый крюк. К тому же нужна виза.
Если въезжаешь в центр Друи со стороны Браслава, сразу видишь белоснежный костел на высоком речном берегу. Виленское барокко середины XVIII века. Но попасть в костел нельзя. Он по ту сторону границы — в Латвии.
Так было не всегда. Исторически Друя — крупный город на Западной Двине на дороге Рига — Полоцк. По летописям она известна с 1386 года. Благодаря торговле Друя быстро разрасталась. В начале XVII века город получил магдебургское право.
Город строился с обеих сторон Двины: на левом берегу была Друя, на правом — Друйская Слобода. Впервые граница между ними прошла в 1772 году. После первого раздела Речи Посполитой все земли этого государства к северу от Двины заняла Россия. С тех пор сохранились пограничные столбы — металлические фундаменты стоят в Друе на высоком речном берегу рядом с современными красно-зелеными столбами.
Латвийский пограничный столб
Пограничный столб XVIII века в Друе
Белорусский пограничный столб
После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году Друя и Пиедруя опять оказались в одном государстве — России. До 1918 года они входили в Витебскую губернию. Пограничники здесь появились в межвоенный период в XX веке, когда Друя была в Польше, а Пиедруя — в Латвии.
После советской оккупации Латвии в 1940 году и до 1990 года здесь проходила внутренняя граница между Белорусской и Латвийской ССР. Реальный пограничный режим вернулся только в начале 1990-х.

Рядом живем, но не можем в Беларусь сходить
Как изменилась жизнь в Друе и Пиедруе, рассказывают местные старожилы через историю своих автомобилей. В Друе — это «гладко добитая» «девятка», которую 79-летний Иосиф сам ремонтирует. В Пиедруе — Dacia Logan, которую 70-летний Леонид покупал новой в рижском автосалоне.
Иосиф Савуть, 79 лет, живет в Друе (Беларусь) с 1967 года

Иосиф Савуть живет за 100 метров от Двины. Ему 79 лет. Он родился за 12 километров от Друи еще при Польше — за полгода до того, как сюда пришла советская власть.
В советские времена он часто бывал на том берегу.
«Я сам ездил за продуктами в Краславу на мотоцикле. 20 километров в одну сторону, — говорит Иосиф. — Почему? Да потому, что в Миорах ни хрена не было. В Латвии жили намного лучше. У них было мясо, все остальное. Там поднимали шум, что белорусы приезжают и все разбирают».
Пограничный столб — за сто метров от дома Иосифа Савутя
В Латвии крестьянам начали выдавать паспорта раньше, чем в БССР. И многие жители Миорского и Браславского районов перебрались туда. С давних пор чуть ли не у каждого была родня по ту сторону реки.
Иосиф получает пенсию 350 рублей. Хозяйство они с женой почти не держат. И соток под картошку не берут, как когда-то. Только огород возле дома и куры.
В деревянном гараже Иосифа стоит «девятка» 1989 года. Это его вторая машина. В 1979 году он приобрел свое первое авто — «Москвич-2140». Когда дочери понадобились деньги на квартиру, продал машину. Потом купил за тысячу долларов «добитую гладко» «Ладу».
«Самая большая трудность — это пройти медосмотр, — говорит Иосиф. — Жена ругается, что не будет со мной ездить».
На техосмотр, дорожный сбор и запчасти у него уходит каждый год около 200 рублей. Дальше всего может ездить в Браслав — это 30 км от Друи.
Леонид Назаров, 70 лет, коренной житель Пиедруи (Латвия)

Леониду 70 лет, он коренной житель Пиедруи. Но не гражданин. У жены Фатинии гражданство есть, а у него нет. Потому что Леонид не знает латышского языка.
«Здесь больше белорусов, чем местных, — говорит Леонид. — Если дом освобождался в Пиедруе — то сразу его занимали. Именно белорусы. Из Латвии туда никто не ехал. Все с той стороны сюда. Миоры, Браслав, Погост. Совхозы, колхозы у них — там трудно было жить. У них ни дров, ни сена не было. Приедут — вот рай здесь!»
Фатиния Назарова подсказывает, что в 1960–1970-е белорусы приезжали в Латвию косить сено. Обкашивали здесь канавы и везли сено на пароме домой.
Последний раз в Беларуси Назаровы были еще в советское время. Они хорошо знают, чем живет Минск и с кем встречается Александр Лукашенко — в Пиедруе ловится белорусский телеканал. А вот что там в Друе, за рекой, не знают.
«Слышим, как траву косят в Друе, — говорит Фатиния. — Нам Друя хорошо видна с кладбища. А теперь подумать: рядом живем, не можем в Беларусь сходить!»
Леонид Назаров получает пенсию 207 евро. Его жена — 205. Картошку выращивают возле дома. В собственности у них 46 соток.
Кирпичный дом Назаровы построили в 1980 году. В подземном гараже у них стоит Dacia Logan 2007 года. Новую машину покупали в автосалоне в Риге. Накопили и купили. Кредитами не интересуются. Это уже третья машина. В 1971 году Назаров приобрел первую машину — «Москвич-2140». Потом у него была старая Honda Accord.
Техосмотр и дорожный сбор стоят вместе 78 евро. Плюс страховка — 24 евро. Литр бензина АИ-95 — 1,2 евро. За десять лет машина ремонтировалась только однажды. Перегорел задний фонарь. Леонид ездил тогда на сервис.
«Я даже 30 тысяч не наездил за все время, — говорит он. — В Краславу или Даугавпилс съездить надо. Не дальше».
Еще в автопарке у него трактор Т-40 и прицепные к нему. Трактор Леонид ремонтирует сам.
«У кого земля есть, те и технику держат. Почти у всех есть», — говорит Фатиния.
Пограничный режим в Беларуси постоянно меняется. Чтобы находиться в Друе, сейчас гражданам Беларуси нужен только паспорт. А вот иностранцы должны заранее заказывать пропуск в Полоцке (110 км от Друи) и забирать его оттуда лично. А потом по приезде в Друю еще нужно регистрироваться в Браславе (30 км от Друи).
Пиедруя — в латвийской пограничной зоне. По закону и граждане Латвии, и иностранцы, которые въезжают в пограничную зону, обязаны зарегистрироваться на пограничном пункте в Пиедруе. Если предупредить пограничников, можно сплавляться по Двине на лодках или байдарках. Главное — не заплывать за середину реки.

Остров
Остров посреди Двины когда-то был символом друйско-пиедруйского единства. В советские времена на острове был главный пляж, где летом отдыхали жители Друи и Пиедруи.
С начала 1990-х жители Латвии не могут попасть на остров — это уже заграница. Он принадлежит Беларуси. Однако жители Друи не могут так просто попасть на остров. Если кто-то собирается поплыть на остров, следует взять разрешение у пограничников.
После того, как остров стал пограничной зоной, пляж тут исчез. Пешеходный мост между друйским берегом и островом разобрали. Попасть туда можно или вброд и на лодке.
Сейчас остров — это пастбище. Жители Друи пасут там коров. Весной их туда привозят, а забирают только осенью. Каждое утро и каждый вечер хозяева плавают на остров — доить.
Однако со временем всё меньше и меньше людей держат коров в Друе.
«На острове нечего делать, — говорит местный житель Иосиф Савуть. – Коров уже нет. Может, 3-4 коровы со всей Друи. Только рыбаки туда ходят».
Остров остаётся востребованным только среди белорусских рыбаков. Они любят тут рыбачить, потому что с острова ближе до латвийского берега, где проходит быстряк - там самое быстрое течение.
«На латвийской стороне всегда лучше клевало, ведь там глубже, — говорит Александр Линкевич из Друи. — До распада с их берега ловили. Но уже не проедешь».
Самый популярный сезон для рыбаков Латвии и Беларуси — осень. В это время здесь ловят жереха. Белорусские рыбаки, выходя на остров, перекрикиваются с латвийскими «коллегами».
«Даже и не кричим, а разговариваем, — говорит Александр Линкевич. — О рыбе, конечно».
Остров посредине Западной Двины принадлежит Беларуси. Раньше там был пляж, где отдыхали жители Друи и Пиедруи. Когда остров вошёл в пограничную зону, доступ к нему ограничили. Теперь на острове пастбище для коров.

Паром
В 1994 году режиссер из Латвии Лайла Пакалныня сняла документальный фильм о пароме между Пиедруей и Друей. Ленту «Паром» включили в конкурс Certain Regard на Каннском кинофестивале.
Паром — это последнее, что объединяло Друю и Пиедрую до конца 1990-х. В советское время он работал без перерыва днем и ночью.
У 70-летнего Леонида Назарова из Пиедруи отец работал паромщиком до 1980 года. Леонид помнит, как первый паром перетаскивали на противоположную сторону реки вручную — «колотушкой».
Возле парома всегда была большая лодка — на 20 человек. На ней и на своих лодках друяне и пиедруяне переплывали реку.
Когда последний раз ходил паром, точно никто не помнит. Сегодня его ржавый корпус лежит у латвийского погранпункта.
Зимой, когда река замерзала, из Друи в Пиедрую ходили по льду.
Почему прервалась связь между Друей и Пиедруей, все объясняют по-разному. Белорусские пограничники говорят, что люди очень редко стали ездить. В Латвии настаивают, что белорусские власти просто не хотят тратить деньги на пропускной пункт и таможню в Друе.
Прямой связи между Друей и Пиедруей уже давно нет

В Пиедруе — отель на 52 человек, в Друе — одна агроусадьба
Барочные костелы, церкви и дикая природа. В Друе и Пиедруе почти идентичные достопримечательности, которыми можно привлечь туристов. Но в одной стране ими пользуются, а в другой — нет.
Почти каждую неделю туристы приезжают в Пиедрую. В деревне, где живет около 150 человек, сохранился барочный костел середины XVIII века, есть музей и даже мотель на 52 места.
«В прошлый вторник к нам 50 туристов приезжали — целый автобус, — говорит Людмила Панько, заведующая общественным музеем. — И две женщины из Санкт-Петербурга. У них предки отсюда родом. Иногда из Германии приезжают. Поляков много».
Людмила Панько, заведующая общественным музеем в Пиедруе
В 2012 году освободилось здание, которое раньше занимала волость, и там разместили музей. Сделали его Людмила вместе со своей сестрой Зитой Лукшей, которая работает в сельской администрации. Как правило, местные жители отдают сюда старые вещи безвозмездно.
Раньше в этом здании была волость — сельская администрация. Сейчас музей
С 2002 года в Пиедруе открыт мотель. Евгений Борзол, совладелец мотеля, в советское время работал в колхозе. В начале 1990-х колхозы стали расформировывать и всю собственность разделили между работниками. Вместе с еще одной семьей Борзолы получили здание колхозного общежития. Сначала открыли здесь магазин, а потом мотель.
«20 лет назад трудно было поверить, что сюда поедут туристы», — говорит Евгений.
В советские времена здесь было колхозное общежитие. Потом открыли магазин. С 2000-х годов это самый большой отель в Краславском крае
Рядом с деревней проходит шоссе Витебск — Рига, и в мотеле часто останавливаются путешественники. Но в последнее время все больше туристов едет в Пиедрую отдыхать.
«Мы предлагаем сплав по реке, — говорит Евгений. — А зимой к нам на выходные приезжают люди из города. У нас дороги не посыпают реагентами. В городе зимой грязь, а у нас чистый снег».
Вид на парк в центре Пиедруи. Фото с башни костела

Зимой в Пиедрую заманивают туристов катанием на конных санях.
А еще деревня интересна тем, что за рекой можно увидеть Беларусь. Это обстоятельство в туристических фирмах отмечают как дополнительную аттракцию.
Приехать отдохнуть в Пиедрую можно самому. Мотель зарегистрирован на booking.com, а вся информация для туристов на пяти языках есть на сайте
Татьяна Линкевич, заведующая школьным музеем в Друе
В центре Друи лежит один из двух уцелевших в Беларуси Борисовых камней — памятников XII века. Здесь самое большое в Беларуси еврейское кладбище, дворец Сапег, Троицкий костел XVII века с монастырем бернардинцев, остатки нескольких церквей. А еще городская застройка начала XX века и межвоенный мост через Друйку.
Музей располагается в Друйской школе
2002 году в Друе открылся школьный краеведческий музей. Но ни указателей к нему в городке, ни сайта в интернете нет. Чтобы попасть туда, надо искать Татьяну Линкевич, руководительницу краеведческого кружка.
Некоторые туристы буквально приплывают в Друю. По реке Друйке из Браслава сплавляются байдарочники. Их маршрут заканчивается в Друе, где река впадает в Двину.
Центральная улица в Друе, которая ведет к костелу Найсвятейшей Троицы

При всем туристическом потенциале в Друе слабая инфраструктура. На весь город — ни одного кафе. Когда-то была столовая, но сгорела. Только пару месяцев назад в магазине на центральной площади поставили кофемашину.
В соседнем Браславе работает с десяток отелей, по району разбросано свыше 120 агроусадеб. А в Друе агроусадьба только одна. Семь лет назад ее открыла Раиса Палладиевна.
Центральная площадь в Друе. Справа — Борисов камень
«На меня скептически смотрели, когда я открывалась. Мол, кто вообще поедет в Друю? А тут ведь все для туризма есть. Но усадьбу Сапег никто не рекламирует. До самого высокого водопада в Беларуси — тут рядом — не доехать».
Чаще всего в Друю заезжают туристы, отдыхающие на Браславских озерах. Для них Друя — одно из направлений, куда можно поехать на несколько часов. Но некоторые приезжают специально сюда на несколько дней. По крайней мере, раньше таких было много.
«Сидят в беседке и смотрят на Евросоюз через реку. Это же интересно!» — говорит об особенностях туризма в Друе Раиса Палладиевна.
Пока в Друе не открылся информационный центр, туристическим гидом часто выступает настоятель костела Святой Троицы Сергей Суринович. Он чуть ли не главный популяризатор Друи. Каждое лето Суринович проводит в бывшем монастыре художественный пленэр, куда приезжаютдесятки художников со всей Беларуси. После пленэра художники обычно дарят одну работу отцу Сергею. Он мечтает, чтобы в монастыре появилась художественная галерея.

Последний молочник
Каждое утро Николай Белоус объезжает восточную часть Друи и собирает молоко. Как и много лет назад, молочник едет на телеге. В его списке — 24 человека. За раз он набирает неполную телегу. Раньше бидонов было в разы больше, приходилось делать два захода.

Я люблю это место.
Молодежь о своем месте в деревне
Молодежь из села уезжает. На это жалуются и в Друе, и в Пиедруе. Жители белорусского городка едут в Полоцк, Витебск или Минск. Из Пиедруи молодежь уезжает в Даугавпилс, Ригу, а также в Англию и Германию.
Латвия, Эдита, 31 год
Эдита Лукша выросла в Пиедруе. Ей 31 год. Эдита окончила университет, знает английский и немецкий. До прошлого года работала учительницей английского в разных школах Краславского края. Сейчас живет в Краславе — ближайшем городе. Работает там в Центре туристической информации. До Краславы 25 километров. Четыре раза в день из Пиедруи туда ходят автобусы. Эдита ездит в Пиедрую постоянно.
«Мне часто говорят: „Ты знаешь языки, почему бы тебе не уехать (за границу. — РС)?“ Я считаю, где человек родился, там и пригодился. Мне нравится, что я из Пиедруи. Я горжусь этим».
«Я люблю это место, — говорит Эдита. — Теперь можно участвовать в проектах. Я подавала на финансирование нашей природной тропинки. Чтобы там беседки поставить. Ведь сейчас в Латгалию много туристов приезжает, и я хочу популяризировать Пиедрую».
«Некоторые считают, что это конец Латвии, — говорит Эдита. — А мы, жители Пиедруи, считаем, что это начало Латвии, начало Евросоюза».
Беларусь, Илона, 24 года
Илоне 24 года. Она училась в Витебске. Два последних года работает в частном магазине в центре Друи. Два дня через два. С 9 до 22.
Илона никогда не была в Латвии. 60 евро за визу — слишком большая роскошь для друян. Зарплата в 200 рублей здесь считается хорошей.
Друя — это тупик: здесь конец железнодорожных путей Беларуси. Поезд ходит раз в день. В 6 утра приезжает состав из двух вагонов. Стоит здесь целый день и уезжает в Минск в 20 вечера. К прибытию и отправлению поезда в Друю приходит автобус из Браслава. Больше никаких маршрутов нет.
В Друе конец железной дороги. Это тупиковая станция. Рельсы упираются в реку
Правда, ехать в Друю нечего, считают местные. Как и из большинства деревень, молодежь отсюда только уезжает.
«До 18 лет здесь делать нечего, а после 18 все поступают и уезжают, — говорит Илона. — Ничего здесь нет и не будет».

Названия улиц
27 лет названия улиц в Друе и Пиедруе были одинаковые — Ленина, Комсомольская, Московская. Мы посмотрели, что стало с советскими названиями по обе стороны Двины.
За 26 лет независимости в Друе переименовали одну улицу — Первомайскую. Теперь она названа в честь еврейского литератора Альтера Друянова, который родился в 1870 году в Друе.
Остальные улицы носят советские названия: Ленина, Энгельса, Комсомольская и Советская.
Центральная улица Пиедруи при советах называлась Комсомольской. Однако в начале 1990-х улицы в Пиедруе переименовали по просьбе волости.
Как и по всей Латвии, в Пиедруе вернули традиционную систему, когда у каждого дома и земельного участка свое название. «Лютня», «Маленькие сады», «Мечты», «Радуга» — так теперь называются дома Пиедруи. Вывески со старыми названиями или позакрашивали, или поснимали.

В Пиедруе фермеры — каждый второй, в Друе — ни одного
До 1990-х годов в Пиедруе был колхоз «Советская Латвия», а в Друе — совхоз «Друйский». Спустя четверть века в Друе изменилось только название хозяйства — теперь здесь открытое акционерное общество «Друйский». Но по сути, как говорят местные, это тот же колхоз. В Пиедруе колхозы совсем исчезли — теперь здесь только частные фермы.
Петр Шваб, Пиедруя, в советское время работал в колхозе «Советская Латвия», в середине 1990-х стал фермером
Петр Шваб родом с Миорщины. Переехал в Пиедрую в 1977 году. Работал шофером в колхозе. А когда колхоз распустили, получил автобус — «КАВЗик».
«Да, это был мой первый капитал, — говорит Шваб. — Потом пригнал МТЗ из Беларуси. Тогда дешевле было».
После того как Латвия присоединилась к Европейскому Союзу, фермеры получили много преференций. Во-первых, ежегодно им платят в среднем 100 евро за гектар земли. Просто за то, что они ведут здесь хозяйство. Свои 500 гектаров приносят Швабу 50 тысяч евро только земельными доплатами.
Один из «мехдворов» Петра Шваба
Если землю пахать весной, а не осенью, чтобы не было эрозии, доплата увеличивается еще на 50–70 евро за гектар. Налог на землю — 4%, на прибыль — от 15 до 25%.
Чтобы стимулировать сельское хозяйство, фермеров приглашают обращаться в европейские фонды. Можно подать заявку на проект, и из фонда оплатят стоимость новой техники на 40%. А вдобавок еще дадут кредит под 0%.
Теперь Шваб — крупнейший фермер в Пиедруе. У него шесть тракторов и несколько ангаров. Работают у него три человека. В страду набирает сезонных работников.
Белорусской техники у Шваба почти не осталось
Белорусской техники у Шваба не осталось: все трактора или немецкие, или американские.
«Пацаны все боятся садиться на МТЗ, — говорит Шваб. — Почти каждый день нужно ремонтировать. А на этот трактор сел и забыл».
Шваб жалуется, что людей на селе остается мало и все труднее находить работников. Молодые чаще всего уезжают на заработки в Западную Европу.
«Пока еще никто не вернулся в Пиедрую», — говорит Шваб.
Колхозов в Латвии не осталось. В середине 1990-х всю собственность разделили между колхозниками. Старая ферма 20 лет стоит заброшенной

Кроме Шваба, многие семьи в Пиедруе держат небольшие по местным меркам хозяйства — по несколько гектаров. Как, например, Валерий и Раиса Анетьки. Они живут в Латвии с советских времен. Он родился на севере России, но родители родом с соседней Миорщины. Она — со Столинщины.
Каждое утро Валерий и Раиса Анетьки доят коров
Анетьки держат пять коров, двух телок, свиней и кур. Чтобы обрабатывать 5 гектаров своей земли, они покупали всю технику. Здесь таких хозяйств — через дом.
Дополнительный доход семья имеем с молока. Недавно тут подняли закупочные цены с 22 до 25 центов за литр. С пяти коров Анетьки зарабатывают в месяц около 500 евро.
«Но мы такие середнячки. Люди держат по 10–20 коров. Мы даже не фермеры, потому что все хозяйство — это для себя», — говорит Раиса.
У Валерия есть работа в Пиедруе. Зимой получает минимальную зарплату в 300 евро за работу на кочегарке. Летом работает не на полную ставку. Он обкашивает траву возле здания волости и в парке. Выходит около 200 евро в месяц.
Молоко в Пиедруе собирают двумя молоковозами
Каждое утро на хутор к Анетькам приезжает молоковоз. На небольшую Пиедрую их два. Каждый забирает молоко для своей частной фермы.
«Государственного у нас уже ничего нет», — говорит Валерий.
За годы независимости в Друе не появилось ни одного частного фермерского хозяйства

В Друе нет ни одного частного фермерского хозяйства.
«Это мой второй заработок, — говорит Тереза. — Очень выручает нас это молоко. Пока вторая корова не начнет доиться, мы за дрова не можем с человеком рассчитаться».
Когда-то в Друе было стадо в сотню коров. Сейчас — около трех десятков.
Антон Волжонок и его мать Тереза очень зависят от денег, которые зарабатывают на молоке
За литр молока «от населения» молокозавод платит 40 копеек. Для Терезы и ее сына Антона это хорошая прибавка к семейному бюджету. Ее пенсия — 130 рублей. Он работает грузчиком на полставки и получает 85 рублей. На двух коровах они зарабатывают еще около 200 рублей в месяц.
«Мы все под ноль сдаем, — говорит Тереза. — У нас еще козочки есть. Мы их молоко пьем».
85-рублевая зарплата Антона — не самая маленькая для Друи. Больше можно заработать в детском доме или школе. Но там много «общественной» работы и субботников. С такой работой трудно держать хозяйство. В колхозе, если на полную ставку, платят рублей 50.

Язык
Этническую принадлежность жителей Пиедруи определить трудно. Уличный язык довольно похож на «друйский» — русский со множеством белорусизмов.

В начале XX века в Друе было два костела. Остался один — Пресвятой Троицы. Советские власти закрыли его в 1947 году. Десятилетиями он разрушался. Только в 1989 году костел вернули верующим.

С 1920-х годов в монастыре поселились монахи-мариане. С тех пор и по сегодняшний день в Друе молятся только по-белорусски.

При советах костел в Пиедруе не закрывали, поэтому друйские католики каждое воскресенье плавали на лодках в Пиедрую. И даже когда в 1989-м костел в Друе вновь открыли, жители западной части городка все равно на мессу плавали на лодках или ходили по льду в Пиедрую — куда ближе.

Мессу в Пиедруе служат по-польски. «Здесь так принято», — коротко объясняют местные жители.

Краславский край, в который входит Пиедруя, — самый белорусский в Латвии. Согласно переписи населения 2011 года, здесь 20% белорусов. Почти столько же, сколько русских, латгальцев и латышей.
Исторически в Латгалии жило много белорусов. Латвийский исследователь Эрик Екабсонс пишет, что в 1925/26 учебном году в Пиедруйской волости работало 8 начальных белорусских школ («Беларуская дыяспара як пасрэдніца ў дыялогу цывілізацый». Минск, 2000). А по переписи 1935 года белорусы составляли 68,2% населения волости.

Что в Друе и Пиедруе думают друг о друге

Белорусы о латвийцах:
«Если бы в Латвии такие места были, как у нас, там бы уже давно кафе стояли и бабушки бегали вокруг, печенье продавали».
«У меня брат в Латвии. У него зарплата — тысяча евро. А тут 220 рублей — хорошая зарплата. И что тут сравнивать?»
«Да мало ли что мы о Пиедруе знаем. Если приезжает кто на встречу выпускников, то мы все расспрашиваем».
«Знаем, что у них безработица, почти все уехали за границу, а в стране остались одни старики. Но и у нас не лучше. Вот детский дом закроют — а это плюс 70 безработных на нашу Друю».
«Они считают, что у нас хорошо жить, потому что поля вспаханы. Но посмотрите, и у них фермеры завелись. Вот поле рапсом засадили».
Латвийцы о белорусах:
«Вы молодцы, у вас вот программа развития села принята. Видели, в Друе краны стоят. Отгрохали там домиков. Вот по этой улице только 15 новых насчитал».
«Фигово там живут. Видно же. Если один автобус два раза в день ходит — как там жить? Короче, ваша Витебская область немного отсталая. Как и Латгалия».
«Борщевика у вас много, вот что видим мы. Клуб вон зарос им. Весь берег в борщевике».
«У нас Лиго, а у вас в Беларуси — Купалье. Мы жжем костры, и у вас на берегу реки жгут».
«У нас меньше мест, где можно купаться. Со стороны Беларуси и пляжи есть. Раньше завидовали, что белорусы постоянно купаются, а у нас нет места. Спускаешься к реке — а там сразу обрыв».


Над проектом работали:

Юлия Котская, Антон Трафимович, Андрей Шавлюго, Максим Лаврецкий, Дмитрий Васильков

2017 © Радыё Свабода